Вандана ШИВА
Глобализация и ее непредвиденные эффекты
Ни процветания, ни мира
Глобализация была навязана миру
вместе с обещаниями покоя и процветания. Вместо этого мы переживаем войны и
экономические кризисы. Процветание оказалось иллюзией, минимальные
экономические гарантии людей и стран быстро исчезают.
Случаи голодной смерти зафиксированы
в таких странах, как Аргентина, где голод никогда не являлся проблемой. Голод
вернулся в Индию, которая пережила подобное бедствие в 1942 году, когда при
колониальном режиме умерло 2 млн. человек. Индия обеспечила себя
продовольственными ресурсами через государственную политику, сформированную в
ходе демократического процесса независимой и суверенной страны. Даже богатые
экономики США, Европы и Японии находятся под угрозой упадка. Глобализации явно
не удалось улучшить благосостояние граждан или стран.
Она помогла лишь нескольким
корпорациям увеличить свои доходы и расширить рынки, но много корпораций,
таких, как AOL/Time Warner и Enron, неудержимый рост которых базировался на
дерегуляции, сопровождающей глобализацию, стали банкротами или утратили свое
значение. Следовать путем глобализации – верный способ еще большего обогащения
богатых и обнищания бедных.
Мир был вторым обещанием
глобализации, но вместо этого мы наследовали терроризм и войну. Мир должен был
быть результатом увеличивающегося глобального процветания через глобализацию.
Возрастающая бедность – неизбежная реальность, а экономическая нестабильность и
политика исключения создают условия для процветания терроризма и
фундаментализма.
Экономическое и политическое
исключение, эрозия национального экономического суверенитета заставляют многих
молодых людей обратиться к терроризму и насилию как к средству достижения своих целей. Разрушение
национальной экономики и рост контроля над ней обеспечивают богатую почву для
увеличения влияния правого крыла политиков-консерваторов вместе с партиями,
которые пользуются экономической нестабильностью для разжигания страстей
культурной дестабилизации и заполнения вакуума псевдонародными идеями
«культурного/национального возрождения», который остался после коллапса
национальной экономики и экономического суверенитета.
На глобальном уровне риторический
вопрос о «конфликте цивилизаций» и война против ислама является тем же, что и
политические программы исключения для национального возрождения и идеология
фундаментализма на национальном уровне.
Конвергенция фундаментализма
Две формы фундаментализма, видимо,
сводятся воедино. Они усиливают и поддерживают друг друга.
Первая является рыночным
фундаментализмом самой глобализации. Этот фундаментализм рассматривает жизнь
как товар, общество как экономику, а рынок как средство и венец человеческого
предпринимательства. Рынок является основным принципом для обеспечения
продовольствием, водой, здоровьем, образованием и другими основными
потребностями, он является ведущим принципом для власти и мерой нашей
человечности.
Человечество больше не опирается на
основные права человека, утвержденные во всех конституциях и Декларации прав
человека ООН. Она теперь основывается на нашей способности «покупать» свои
потребности на глобальном рынке, на котором условия жизни – еда, вода,
здоровье, знания – стали главными предметами торговли, контролируемыми кучкой
корпораций. При рыночном фундаментализме глобализации все является товаром, все
продается. Нет ничего святого: ни основных прав граждан, ни основных
обязанностей правительства.
Это свойственно рыночному
фундаментализму глобализации и экономическому исключению, которые
поддерживаются политикой исключения, представленной в виде политических партий,
основывающихся на «религиозном фундаментализме» (ксенофобии), этнической
чистке, укреплении патриархата и кастовой системе. Культура коммодификации
привела к насилию против женщин, выраженному в форме домашнего насилия,
увеличения случаев изнасилования, эпидемии абортов, торговли женщинами.
Глобализация как патриархальный
проект усилила патриархальные исключения. Совершая злодеяния против далитов,
привилегированные касты довольствуются новой властью при интеграции в мировой
рынок и также желают узурпировать ресурсы бедных и маргинальных слоев,
особенно далитов и племен, для получения прибыли. Законы о земельной реформе, в
которых были утверждены неотъемлемые права далитов на землю, упразднены.
Попытка направлена на уничтожение конституционной защиты прав племен на землю в
ст. 5 Конституции.
Женщины, далиты, племена,
меньшинства – особые жертвы социального и экономического влияния глобализации.
Новые движения солидарности, такие, как кампания индийского народа против ВТО,
сплачивают разные движения в новые альянсы. Однако политика исключения
преодолевает народные движения.
Экономическая нестабильность делает
граждан незащищенными перед политикой, основанной на исключении. Для тех, кто
находится при власти или стремится к власти, политика исключения становится
необходимостью для заполнения вакуума, образованного при распаде экономического
суверенитета и благополучия государства, и для замещения политики, основанной
на экономических правах и политической идентичности.
Она является необходимой для
отвлечения общественного внимания от негативного влияния глобализации и для
обоснования недостатка рабочих мест и средств существования, недостатка
удовлетворения основных потребностей, которые происходят в результате
глобализации экономики, конкуренции за рабочие места и ресурсы среди меньшинств
и иммигрантов.
Фундаментализм и ксенофобия служат
целям корпоративной глобализации, разделяя, сбивая с толку, приводя в смятение
людей и обеспечивая таким образом разобщенность и незащищенность перед лицом
глобализации.
В Индии каждое голосование с 1991 г.
было голосованием против глобализации и либерализации торговли, из-за которых
10 млн. человек ежегодно остаются без работы, которые до нищеты доводят
крестьянство, маргиналов лишают гражданских прав. Это привело к изменениям в
2002 г. на выборах в Гуджарате, последовавших за резней мусульман в 2000 г., в
ходе которых насильно протащили программу о предоставлении основных прав
большинству, что стало причиной конфликтов и борьбы среди меньшинств. Подсчеты
гарантировали победу партии, которая разделила общины большинства и меньшинств
и посеяла общий страх и ненависть, выраженные в грабежах и убийствах. Эта
жестокая и прерогативная программа разрабатывается ко всем предстоящим
выборам.
В то время как совершались убийства
и национальный интерес сфокусировался на борьбе с общинами и фундаментализмом,
программа глобализации успешно продолжала осуществляться. ГМО освободили от
пошлин, патентное законодательство было изменено, в результате чего стало
разрешено патентование жизни, принята новая политика потребления воды,
основанная на ее приватизации, введены новые политики, направленные на
ликвидацию обеспечения заработка фермеров и народного продовольствия. Бюджет
2003 г. продвинул планы глобализации дальше, используя разногласия, возникшие
между общинами на религиозной почве, чтобы разрушить демократическую оппозицию.
Для США и Великобритании война
против Ирака стала удобным уклонением от результатов глобализации, роста
безработицы и экономической нестабильности. Политика ненависти становится
косвенной поддержкой для потерпевших неудачу и не оправдывающих себя проектов
глобализации.
Нам нужна новая политика
солидарности и мира, одновременно направленная против насилия и исключения,
присущих глобализации, против жестокости терроризма и фундаментализма, против
ужасов войны. Различные формы насилия и фундаментализма имеют общие корни и
нуждаются в общем ответе. Глобализация интолерантна по отношению к
децентрализации экономики, экономической демократии и экономическому
разнообразию. Терроризм и фундаментализм нетерпимы к культурному разнообразию.
Военная машина враждебна ко всему «инородному» и к мирному разрешению
конфликтов.
Ответ глобализации выражается в
протекции и защите наших разнообразных экономических систем как на локальном,
так и на национальном уровнях. Ответ фундаментализму – утверждение культурного
разнообразия. Ответ войне – это признание того, что «иное» является не угрозой,
а непременным условием нашего существования.
Представьте, насколько иначе
выглядел бы мир, если бы философия общей взаимозависимости лежала в его основе
вместо сегодняшней доминирующей философии, которая основывается на принципе:
«Если я существую, ты должен быть уничтожен» или «Твое существование – угроза
моему существованию».
В мире, основанном на
взаимозависимости, а не на доминировании, исключении и истреблении, Monsanto не
продвинула бы TRIPS-соглашений, угрожающих фермерам, чьи семена Monsanto
запатентовала у «воров». Monsanto, Syngenta, Ricetec и другие биопираты узнали
бы, что их селекция основана на первоначальной селекции фермеров.
Если бы биотехнологические
корпорации знали, что человечество зависит от биологического разнообразия, что
обеспечение продовольствием нуждается в опылителях и разнообразных растительных
видах, они бы не развернули генетическое производство биотехнологических
культур, которые убивают пчел и бабочек, они бы не создали растения, устойчивые
к гербицидам и не уничтожали бы разнообразие растительного мира.
Если бы президент Буш смог
посмотреть на Тигр, Евфрат и месопотамскую цивилизацию с точки зрения предка и
признать наши общие корни в совместной эволюции, он бы не стремился стереть с
лица земли исторические корни при помощи радиоуправляемых ракет и другого
оружия массового поражения.
Если бы те, кто контролирует
капитал, смогли увидеть, что их богатство олицетворяет разнообразие природы и
человеческий труд, они бы не создавали правила торговли, разрушающие природу и
средства к существованию.
Фундаментализм рынка и
фундаментализм идеологий ненависти и интолерантности коренятся в страхе – в
страхе перед другими, в страхе перед способностями и креативностью других,
перед их суверенитетом.
Мы являемся свидетелями наихудшего
проявления организованного насилия человечества против человечества потому, что
мы свидетели уничтожения философии приобщения, сострадания и солидарности. Это
высшая цена глобализации – она разрушает нашу способность быть человечными.
Обретение заново нашей гуманности – наивысший императив для сопротивления и
аннулирования этого антигуманного проекта. Дебаты по поводу глобализации – не о
рынке и не об экономике. Они являются напоминанием о нашей человечности. И об
опасности забыть, что значит быть человеком.