Анатолий АНАТОЛЬЕВ
Глобализм versus
традиционализм
Термины «глобализм» и
«антиглобализм», весьма часто используемые в современном информационном
пространстве, стали уже набивать оскомину, превращаясь в нечто вроде пустого
знака, подчинившись логике и правилам игры постмодернистской иронии, что не
удивительно. Мы живем в мире симулякров по Делезу1,
и любое содержание сколь-нибудь внятного понятия или термина неизбежно
растворяется в хаотической паутине формальных означающих, уводящих
сущностно-онтологическую наполненность в сферу гиперссылок и симулятивных псевдореальностей.
Действительно, прозрения «новых философов» постструктуралистов и иже с ними
были необычайно верны, но они лишь ставили правильный диагноз, не предлагая, на
наш взгляд, каких-нибудь фундаментальных и сверхмощных лекарств и курсов лечений
для нашего мира. Действительно, мир очень болен, и уже, как видится, очень
давно.
Резюмирующим трудом по «новой левой
критике» глобализма можно назвать недавно вышедший труд Майкла Хардта и Антонио
Негри «Империя», посвященный критике постиндустриального, буржуазного общества.
И даже в этом замечательном труде весьма курьезными видятся способы
противостояния глобализму и американскому империализму, не выходящие за рамки
молодежного культурного экстремизма, эпатажа, сексуальной раскованности,
миграций обездоленных и т.п. вещей. Дело в том, что все это так или иначе
входит в метаязык современной стадии глобализации, даже если внешне приобретает
видимость контрверзы и альтернативы, но на самом деле является лишь
экстремальным элементом грандиозного шоу, кончиками химерических миражей
«общества зрелищ»2. Рано или поздно вся протестная составляющая
молодежных антиглобалистских выступлений припудрится, пригладится и займет
«достойное» место в современном музее, где, по выражению Дебора, «на все можно
смотреть, но ничего нельзя трогать руками»3.
Фундаментальной погрешностью всех
этих в общем-то самих по себе неплохих и достойных левых стратегий является
зачарованность марксистскими парадигмами и ответвлениями от них (довольно
адекватными и действенными в определенном контексте и на определенном уровне).
Но, как нам кажется, всеми этими «левыми антиглобалистами» не замечается и не
принимается (за редким исключением) во внимание реальность, связанная с
традициями, религиями и вообще со сферой Духа. Точнее, эта реальность
рассматривается, но либо в негативной оптике как повлиявшая на процессы
глобализации, либо в качестве чисто культурного (или даже контркультурного)
мессиджа, видимого в совершенно неадекватной оптике, в отрыве от
фундаментальных онтологических реальностей, свойственных сфере традиции. То
есть в этой второй оптике различные религии и традиции предстают в виде этаких
экстравагантных коммун и «сквотов». Все это объясняется совершенной
отдаленностью «новой левой критики» от понимания фундаментальных традиционных
метафизических реальностей, где в невидимом центре вместо человека и даже
вместо общества стоит сакральная реальность (в разных традициях называемая
по-разному), намного превосходящая любую идеологическую редукцию, будь-то
буржуазно-либеральная или марксистско-социальная, и даже ускользающая от тонкой
философской критики постструктуралистов, которые совершенно неадекватно относят
ее к «фаллогоцентризму» (Деррида) или считают инструментом подавления свободы
(Бодрийяр), тогда как на самом деле она похожа больше на «блуждающий центр» и
по-настоящему наделяет немыслимой для профанического взгляда свободой.
Антиглобалисты не видят до конца тот
огромный потенциал, который заложен в традиционных конфессиях и который мог бы
стать нерушимым бастионом в противостоянии набирающим все большую интенсивность
процессам глобализации. Но, безусловно, они правы, когда видят корни глобализма
в секулярной западно-христианской матрице (отсюда и вообще критическое
отношение ко всем религиям и традициям) и в автономизации специфической
протестантской этики, основанной на культе успеха4.
Но нужно определить, что же такое
глобализация, абстрагировавшись от навязчивых фоновых гиперссылок и подсмыслов,
вычленив наиболее чистую суть понятия. Нам видится глобализация как унификация многообразия
политико-социальных, культурных, конфессиональных, экономических полюсов и
сведение всего к единому идеологическому коду, к единой смыслообразующей
рациональной матрице. Это, скажем, формальное определение понятия. Но
исторически сложилось так, что эту форму заполнила буржуазно-либеральная
идеология, основанная на коммерческом эгоизме, свободе рынка, культе успеха, индивидуализме,
сухом рационализме, расчетливости и прагматизме. Более того, именно эта идеология и создала
определенную выше форму глобализации. Она различными способами сделала
нормативным этот универсальный унификационный код, нивелировав сначала
теоретически и идеологически, а потом и практически все многообразие иных
версий мировосприятия и форм бытия, расценив их как варварство, архаизм и
отсталость. Первостепенную роль в этом сыграла весьма спорная идея прогресса.
Имеется в виду прежде всего материально-технический прогресс, который стал
показателем не просто благосостояния общества, но и эталоном его духовного
уровня.
Как раз первыми рухнули под напором
буржуазно-либеральной идеологии именно те традиционные учения и религии,
которые не вписывались в матрицу модерна (так иногда принято называть первую
фазу глобализации). Точнее, они внутри начали разделяться на два полюса. Один,
признав отчасти свое поражение, стал секуляризироваться и приспосабливаться к
новым условиям существования, променяв в некотором роде священные небесные
принципы на сиюминутные интересы, связанные с выживанием и сохранением
более-менее спокойного существования в этих новых условиях. Другой, более
радикальный, бескомпромиссный и последовательный (который можно назвать
традиционалистским) никогда не шел на уступки миру, сохраняя в чистоте все
полноту своего учения, проигрывая в количестве, но выигрывая в качестве. Все
это наиболее интенсивно начало происходить в эпоху Ренессанса. Современный мир,
претерпев серьезные трансформации после эпохи Ренессанса и Просвещения,
вступил, по мнению некоторых глубоких мыслителей, в критическую фазу своего
бытия. Наиболее фундаментально это критическое состояние современного мира
описано у французского интеллектуала-традиционалиста Рене Генона5.
Именно на традиционалистском полюсе (особенно в его догматах и доктринах),
резко критически настроенном против
процессов модернизации и связанной с ними глобализации, и следует искать
антиглобалистам онтологические основания для противостояния, которые должны не
просто дополнять довольно правильную «левую экономико-социальную критику», но
быть стержнем и осью всей антиглобалистской матрицы. Именно этой опоры (причем
центральной) и не хватает современным последователям Маркса, Бакунина,
Троцкого, Лукача, Дебора, Че Гевары и др. Обретя эту опору, все эти левые
теории, основанные на социальной справедливости, обретут новый смысл и окраску,
а ушедший от мира и не очень активный традиционализм приобретет энергетику и
пассионарность молодых бойцов с глобализмом, вспомнив достойные примеры своих
же мучеников и страстотерпцев, которые в решающие моменты истории отказывались
от социального комфорта и выбирали страдания и смерть вместо предательства
чистоты своей веры и религиозных идеалов.
Необходимо привести пару кратких
примеров духовного водораздела, выбрав несколько конфессий, и проследить
генеалогию того или иного выбора в рамках одной (изначально единой) конфессии.
Так, в христианстве первый крупный раздел произошел во время «Великой схизмы»,
окончательно расколов две ойкумены – православную и католическую. Именно в
крайних положениях схоластического католицизма можно заметить первые признаки
надвигающегося модерна (имеется в виду прежде всего сухой рационализм,
номинализм, крайне юридическая сотериология, эсхатологический минимализм).
Вернер Зомбарт именно в католицизме видит истоки буржуазной идеологии и морали,
тогда как его коллега Макс Вебер склонен выводить идеи капитализма из
протестантской этики, глубоко исследовав различные версии и полюса
протестантизма, заострив внимание на кальвинистской теории «предестинации» и
культе успеха, легшего в основу мировоззрения модерна и современных
глобалистских теорий.
На другом (восточном) полюсе
христианства, все было совсем иначе. Традиционное общество там сохранялось
вплоть до конца XVII века (имеется в виду Россия как главный оплот
православия). Верность традиционным ценностям проникала во все сферы
жизнедеятельности, вплоть до быта, пока после раскола в 1666 году настоящее
церковное бытие не было насильственно разрушено. Причем одна часть православных
(имеется в виду главенствующая Церковь) потеряла некоторые духовные измерения
своего бытия, секуляризировавшись и пойдя на поводу у государства (лишь кое-где
и подспудно сохраняя чистоту предания), а другая (старообрядцы) претерпев
множество гонений, ушла в леса, сохранив остатки «Святой Руси», не предав
«древлей веры», но разделившись на несколько толков и ветвей. Именно ревнителей
старой веры можно брать в пример антиглобалистам как носителей настоящей
свободы, не захотевших предавать свои религиозные идеалы в угоду социальному
конформизму.
Следует добавить в отношении
западного христианства, что и там есть два полюса, один из которых критикует
глобализацию за акцент на секулярности, а другой, прогрессистский, целиком
приветствует ее как продолжение модернизации специфической западно-христианской
этики.
Похожие процессы можно видеть и в
исламе, хотя разбег полюсов внутри него имеет несколько иную метафизическую
направленность. Акцент на определенной рационализации некоторых традиционных
масхабов (школ) привел к появлению «секулярного ислама» (Турция), «нефтяного
ислама» (Саудовская Аравия, ОАЭ), являющихся главными форпостами атлантизма
(так озвучивается однополярный глобализм в геополитических терминах) на Ближнем
Востоке и в Малой Азии. Примечателен также салафизм (т. е. так называемый
«чистый ислам») и совсем уж еретичный с точки зрения чистой мусульманской
ортодоксии ваххабизм. Эти течения являются палками о двух концах. С одной
стороны, они уповают на ультратрадиционализм и фундаментализм и используют
террор как метод борьбы с американской «цивилизаторской» агрессией, но, с
другой стороны, они же и вызывают мощную реакцию – как идеологическую, так и
военно-захватническую со стороны США, позволяя своими действиями оправдать
американскую экспансию. Эти течения как бы дают «мировому жандарму»
гуманистический козырный туз, позволяя разыграть ближневосточную и
среднеазиатскую карту и упрочить американское геостратегическое доминирование в
регионе. Так уже рухнули в геополитическом смысле Афганистан и Ирак –
чрезвычайно важные геополитические образования.
Противоположный полюс можно видеть в
суфийском исламе, в традиционных масхабах, сохраняющих еще чистоту традиции и
не ушедших в грубый секулярный рационализм и радикальный трансцендентализм (в
отношении понимания Бога), ну и, естественно, в революционном шиитском, прежде
всего иранском, исламе. Здесь уместно обращение как к различным таррикатам,
имеющим древнейшую инициатическую преемственность, так и к шиитским идеологам
исламской революции (Хомейни, Шариати). Интересны также левые, социалистические
версии ислама (Сирия, Ливия). Комплементарные и союзнические отношения всех
этих антиглобалистских сил могут стать мощнейшим идейным оружием в борьбе
против засилья американообразного потребительского либерализма, высокомерной
«цивилизаторской» суггестии и навязывания единого мировоззренческого кода. И не
нужно бояться пресловутой «исламской угрозы», а также не стоит верить мифам о
«мировом исламском терроризме», раздуваемым американской пропагандой, которая
демонизирует довольно мощный и сильный исламский мир, идейно расчленяя его и
усиливая контроль над крупнейшим континентальным поясом, упрочивая позиции
своей «торговой империи».
Наконец, следует сказать и о
восточных манифестационистских традициях, прежде всего имеются ввиду буддизм,
индуизм, даосизм и т. д. Созерцательный, умозрительный и холистский характер
этих сакральных традиций резко контрастирует с деятельным, прагматическим,
потребительским и секулярным мировоззрением Запада6, которое уже
давно и серьезно проникло в восточные регионы планеты и поколебало древнейшие
традиционные устои духовных культур. Наибольшую опасность представляют редукции
и искажения этих традиций, которые оказались востребованными на самом Западе в
виде неправильно понятых псевдовосточных доктрин и оккультносинкретических
учений. Объединяющим элементом всего этого является движение New Age –
выразительный инструмент глобализации, размывающий ортодоксальную
религиозность, заменяя ее синкретической смесью разнородных традиционных
элементов.
Эти примеры позволяют увидеть то,
как глубоко проникло современное антитрадиционное мировоззрение, т. е. истоки
его необходимо искать в самой метафизике той или иной традиции7. И
именно обращение к первопринципам традиционных доктрин заставит осознать
глубокие корни глобалистского мировоззрения, которое расценивается любой
полноценной традицией как духовное зло, а также позволит занять наиболее
правильную позицию в борьбе против сил мирового зла в это нелегкое время,
которое православная традиция называет «последними временами». Кроме того,
серьезное и опытное углубление в традиционализм даст опору для преодоления
однобокой и неполной лево-экономической или чисто геополитической парадигмы
критики глобализации. Можно, таким образом, увидеть не просто противостояние
буржуазии и пролетариата, «богатого Севера» и «бедного Юга», Запада и Востока,
но прежде всего осознать глубинный конфликт между духовным,
традиционно-религиозным миросозерцанием и чисто утилитарным, прагматическим и
потребительским современным мировоззрением.
В заключение необходимо добавить,
что современная фаза глобализации представляет собой постиндустриальный мир –
это мир постмодерна, мир ироничных псевдореальностей, мир тотального контроля и
сетевых манипуляций. И обычная диалектика (т. е. классический антиглобализм),
как нам кажется, здесь неприменима, ибо рассредоточенность смыслов и отсутствие
строго фиксированного центра (как в модерне) делает антитезис лишь элементом
ироничной игры в порядке симулякров8. Поэтому необходим больше не
антиглобализм как антитеза однополярному глобализму, а контрглобализм
(многополярный глобализм)9, основанный на онтологии и метафизике
традиционных доктрин, уходящих корнями в трансцендентные регионы Духа. Только
духовное возрождение может спасти то, что еще можно спасти от «тихого омута»
либеральной демократии, свободного рынка, потребительского рая для баранов.
1 Жиль Делез. Различие и повторение. – СПб.: Петрополис, 1998.
2 Ги
Дебор. Общество спектакля. – М.: Логос, 2000.
3 Там же.
4 Макс Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
5 Рене Генон. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1991;
Рене Генон. Царство количества и знамения времени. – М.: Беловодье, 2003;
следует добавить, что «Царство количества…» очень неадекватно переведено на
русский.
6 См.: Рене Генон. Кризис современного мира, указ. соч.
7 Особенно интересны замечания по этому
поводу в лекции «Истоки великого зла», см.: Александр Дугин. Философия
традиционализма. – М.: Арктогея-Центр, 2002.
8 Жан Бодрийяр. Символический обмен и смерть.
– М.: Добросвет, 2000.
9 Очень сильная концепция многополярного глобализма
представлена в теории современного «евразийства», см.: Основы евразийства. –
М.: Арктогея-Центр, 2002.