Ермек БУЛАТОВ 

 

Под знаком глобализации

 

Ни одна страна в мире сейчас не может позволить себе роскошь решать вопросы государственного строительства в отрыве от ре-алий геополитического порядка, которые, в свою очередь, в настоящее время тотально обусловлены фактором глобализации. Характер глобализации, истоки которой теоретическая рефлексия усматривает в основных интенциях европейской цивилизации Просвещения (то есть стремление к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса, разума, общечеловеческих ценностей и т. д.), в ее актуальном виде приобрел очевидный привкус весьма небезобидной мутации, смысл которой заключается в превращении одной державы, Соединенных Штатов Америки, в монопольного носителя мировой власти – однополярной глобальной системы. Рассмотрим некоторые аспекты этой складывающейся на наших глазах системы, которую увлеченные «стрельбой и погоней» этносуверенных баталий де-ятели либо не замечают (что маловероятно), либо хитроумно замалчивают, рассчитывая, по всей видимости, использовать этот официально неучтенный «ресурс» в качестве запасной козырной карты. Бесспорно, знание реального положения дел в данной сфере дает несомненные преимущества той или иной стороне, это можно назвать своеобразной формой современного политического «эзотеризма», – и не является ли, кстати говоря, нашумевший оппозиционный демарш всего лишь внешней, профанной составляющей гораздо более серьезных процессов? Процессов, ­затрагивающих самые основы жизнедеятельности народа и государства? Кон­кретно этого народа и этого государственного образования, чье географическое положение, особенности инфраструктуры, богатейшая сырьевая база делают его весьма привлекательным объектом для тех сил, что уже приступили открыто к реализации своих далеко идущих планов и недвусмысленных амбиций?

 Итак, в тезисном изложении (т. е. не ставя в данном случае задачи сколько-нибудь подробного анализа) мы можем наметить следующие основные философские, политологические и культурологические параметры глобализации, осуществляемой по американскому сценарию: глобализация по-американски подразумевает начало нового этапа в истории человечества, связанного с периодом доминации гипердержавы, контролирующей всю совокупность экономических и социально-политических процессов в мировых масштабах.

«Гегемония нового типа» (З. Бжезинский) заключается в том, что Соединенные Штаты стали первой и единственной мировой державой в полном смысле этого слова.

 Глобализация по-американски одновременно означает интенсивную архаизацию социально-политических реалий как на мест-ном уровне, так и в международных отношениях. Перспектива однополярного мира, при котором существует единственная сверхдержава США, диктующая свои условия всем остальным, оказалась перспективой возврата человечества к политическим практикам, свойственным допросвещенческим социально-политическим системам, основанным на законе силы, грубого экономического и военного давления. Следовательно, глобализация по-американски фактически ставит под вопрос сам идеал Просвещения – такого мироустройства, которое основывалось бы на разумных, рациональных, демократических началах. Неолиберализм отходит от гуманистической риторики, на деле становясь новой формой социал-дарвинизма, провозглашая лозунг «выживает сильнейший (экономически)» и последовательно проводя линию защиты интересов избранного «золотого миллиарда» планеты.

Глобализация по-американски переворачивает все известные представления, на которые опирались «классическая» политология и классический политический дискурс. Такие категории, как представительская демократия, политический суверенитет народа, гражданское общество, правовое государство, неотчуждаемые права человека и т. д. теряют свое реальное содержание, становясь не более чем пустыми знаками современной  постмодернистской глобальной «семиократии» (см. исчерпывающий анализ этого феномена в работах представителей французской школы: Р. Барта, Ги Дебора, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза и др.).

 Глобализация по-американски означает тоталитарную экономическую власть, претендующую на мировое финансовое господство. Возобладание экономического интереса нивелирует достижения человечества в сферах духа и культуры, сводя все их многообразие и ценность к рыночным эквивалентам, устанавливая между ними неестественные отношения рыночной конкуренции, «рыночного отбора».

 Глобализация по-американски нарушает нормальное функционирование местных интеллектуальных и властных элит, ­жестко контролируя их деятельность. В первом случае это до­стигается путем поощрения и поддержки заведомо устаревших идеологем эпохи либеральной классики, тиражирования таких идеоло­гем через учебную и научно-популярную литературу, подспудное навязывание мифов «открытого общества» и «свободного рынка». Во втором случае речь идет о специфических механизмах нового вида торговлиторговле национальными ­интересами: местные элиты торгуют находящимся в их распоряжении товаром – национальными интересами своих государств – на том глобальном финансовом рынке, который организован мировым плутократическим центром. В разряд товара попали не только экономические, но и географические, социальные, культурные богатства. Так национальные элиты, потеряв всякую связь с собственным народом, превращаются в пособников и привилегированных слуг завоевателей.

  Глобализация по-американски насаждается через пролиферацию массовой эрзац-культуры, редуцирующей всю сложность и неоднозначность человеческой экзистенции к простому набору психофизиологических реакций на внешние раздражители. Целью при этом ставится превратить человеческое существо в гедонистично и агрессивно настроенную «атомарную» единицу, существующую в условиях рыночной борьбы всех против всех. Любые традиционные, органичные формы человеческой общности при этом подвергаются сознательному разложению как источник потенциальной опасности для новой расы господ.

 Глобализация по-американски ведет к невиданной, не имеющей прецедентов в истории практике паразитирования населения некоторого сравнительно небольшого числа стран (пост-индустриальный запад плюс проворовавшиеся туземные элиты) за счет полного отчуждения народов остального мира от ресурсной базы своих государств. Виртуальная «новая экономика» способна поддержать свое существование только за счет гигантской «ресурсной инъекции», поэтому уже в ближайшем будущем притязания западного мира должны оформиться в конкретные акты экспансии, в том числе чисто военного характера.

Таково реальное положение дел, таков приблизительный набор симптомов, свидетельствующих о том, что многим нашим ученым-политологам и критикам (в том числе самым именитым), а также политикам и руководителям пора бы произвести строгую и беспощадную ревизию своих порядком устаревших воззрений, потерявших всякую адекватность и всякую связь с реальной геополитической и геоэкономической ситуацией. Для интеллектуалов это значило бы осознать ту меру ответственности, которая лежит на них как на лучших представителях своего народа, находящегося в одном шаге от рабства, то есть полного духовного и экономического закабаления. Руководителям еще не поздно понять, что ставка в этой игре слишком высока, чтобы жертвовать кровными интересами той национально-­духовной общности, которая их породила и воспитала – ради сомнительных преимуществ и лживых гарантий, раздаваемых мировыми олигархическими баронами. Политики должны проникнуться, наконец, подлинно национальным духом и возглавить борьбу народа за выживаниеречь сейчас идет именно о выживании), за действительно справедливый мир. На наш взгляд, наиболее реалистичным и обоснованным ответом на геостратегический вызов США станет альтернативная глобализация, или глобализация Больших Пространств: создание на основе государств Евразии такого стратегического блока, такого союза, который выполнял бы функцию нового Большого Пространства, конкурентоспособного актуальной североатлантической доминации. Необходима реорганизация структур СНГ и ЕвразЭС в полновесное стратегически спаянное единство – ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ. При этом суверенитет отдельных членов этого Союза не только не может быть умален, а напротив, должен получить реальное наполнение в суровых условиях сверхжесткого противодействия со стороны геополитического антипода. Суверенитетэто не только и не столько наличие формальных границ, правительства и собственной денежной единицы. Подлинный суверенитет вытекает из суверенности Мировоззрения и готовности народа отстаивать свою цивилизационную и духовную идентичность. Пустые знаки политической суверенности при рабской экономической и идеологической зависимости от Западаэти стеклянные бусы, которыми щедро увешаны шеи туземных князьковлишь эфемерная видимость свободы, либеральный морок, просроченный просвещенческий спам, которым потчуют нас те, кто давно уже втайне перешел на совсем другие рельсы

От того, по какому вектору будут развиваться процессы глобализации, напрямую зависит судьба всех евразийских этносов. Раскалывая тюрко-славянское суперэтническое единство, атлантисты не остановятся на полпути: кто-то будет просто уничтожен, кого-то ждет страшная участь насильственного погружения в реликтовую фазу, с клеймом рабской психологии «будь сам собой доволен, тролль». Чем раньше мы это осознаем, тем больше у нас шансов выжить. Л.Н. Гумилев сформулировал принцип, которого должны придерживаться этнические системы в критические переломные моменты своей истории. Пришла пора вслушаться и вдуматься в значение этих простых слов: «Для того чтобы не погибнуть, ординарных напряжений недостаточно».

 

Сайт управляется системой uCoz